Центр профориентации

Мы найдем вашу профессию!

БЛОГ

Кем быть по профессии тест ошибки при выборе

С самого юного возраста мы задается вопросом «Кем быть по профессии?». Некоторые успевают неоднократно менять свои решения, а кто-то остается верен мечте из детства.
 
В этой статье мы постараемся найти ключевые факторы выбора профессии, которые помогут определиться в жизни.
 
 
 

Какие бывают профессии?

  1. Человек — человек – профессии связанные с людьми (педагог, врач, менеджер, бытовая сфера услуг и др.);
  2. Человек — природа – профессии связанные с природой (лесник, эколог, ветеринар и др.);
  3. Человек — техника – профессии связанные с техникой (инженер, слесарь, водитель, швея мотористка и др.);
  4. Человек — знак – профессии связанные с числами, знаками, нотами (экономист, финансист, переводчик текстов и др.);
  5. Человек — художественный образ – профессии творческих специальностей (художник, актер, скульптор, певец, искусствовед и многие другие).

Современные психологи-практики на основе данной классификации предложили конкретизировать тот или иной тип профессий. Например, тип «человек-человек» разделили на «общение в социальной сфере» (педагог, психолог, библиотекарь и т.д.) и «общение в сфере бизнеса» (торговый представитель, риэлтор, менеджер по продажам и т.д.).

Ошибки при выборе профессии, кем быть?

Как не допустить ошибок восприятия той или иной профессии? Часто устоявшиеся стереотипы мешают объективно сформировать образ профессии. Например, специалист по рекламе воспринимается как творческая, а на самом деле творческая составляющая – далеко не главная.
 
Другой пример: для PR-менеджера важно иметь организаторские, управленческие, ораторские способности, владеть специализированными программами, грамотной устной и письменной речью, навыками копирайтера.
 
Многие думают работа артиста (актера) – сплошной праздник и вечные тусовки. Однако, актерская карьера – это упорный, кропотливый труд. Поэтому, было бы полезно лично пообщаться с представителями той или иной профессии, чтобы быть в курсе реальных условий труда, связанных с данной профессией.
 
Советы, которые помогут сделать правильный выбор:
 
• Подходите к выбору специальности обдуманно: одно дело мечтать о частых командировках в другие страны, общению с иностранцами, приобщению к иным культурным ценностям, а совсем другое – проводить большую часть времени в чужой стране вдали от близких.
 
• В любой профессии можно добиться успеха лишь упорным трудом.
 
• Все профессии нужны, все профессии важны! Не существует специальностей, которых нужно стыдиться. Порой плотники, слесари и электрики приносят больше пользы, чем юристы и экономисты.
 
• Не игнорируйте свои способности и личные качества. Человеку с гуманитарным складом будет сложно достичь больших высот в IT-сфере.

 

Мотивация выбора профессии

При выборе профессии каждый человек руководствуется определенными потребностями. Большинство мотивов при профессиональном самоопределении можно выразить ответом на вопрос «Зачем я хочу получить именно эту профессию?».
 
Проблема осознания мотивов – одна из ключевых в психологии. Существуют глубоко скрытые мотивы, которые сложно осознать. Нередко личность, от природы наделенная способностями к какому-либо виду деятельности, не может реализовать свой профессиональный потенциал в полной мере из-за отсутствия мотивации, т.е. факторов, побуждающих к действию.
 

Мотивы выбора профессии можно условно разделить на 3 блока:

  1. Содержательные. Творческий характер работы, степень самостоятельности, независимости, возможность самореализации.
  2. Социальные. Возможность принести пользу обществу, достичь признания, уважения.
  3. Статусные. Возможность получать высокий доход, занять престижную должность.

Применение мотивационных факторов помогает молодым людям сделать правильный выбор будущей профессии. Степень удовлетворенности выбранной профессией в будущем можно повысить путем своевременного выявления истинных мотивов ее выбора.
 
Факторы выбора профессии можно условно разделить на две большие группы: внешние и внутренние. Внешние связаны с престижем профессии, степенью ее востребованности на рынке труда, уровнем оплаты труда, мнением близких, возможностью получить профессию. Внутренние факторы связаны с потребностями и желаниями самого абитуриента.
 
Престиж профессии является основополагающим фактором выбора для большинства молодых людей. Действительно, престиж — важный мотив. Однако, следует учитывать высокий конкурс при поступлении для обучения по престижным специальностям, а также трудности с последующим трудоустройством из-за большого количества молодых специалистов.
 
Фактор востребованности – один из менее стабильных. Например, спрос на медицинские специальности растет при активном проведении правительством реформ и стимулирующих мероприятий в сфере здравоохранения и падает в ситуации экономического кризиса. Поэтому в этом вопросе целесообразнее ориентироваться на прогнозы специалистов, чем на текущую ситуацию.
 
Оплата труда в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а должность. Рассматривая данный фактор, важно обращать внимание на возможности карьерного роста и развития. Для одних профессий начальный уровень заработной платы может быть высок, однако со временем значительно не изменяется, для других же – уровень оплаты труда постепенно растет и через какое-то время существенно превышает размер стартовой заработной платы.
 
Мнение близких, особенно родителей — самое неоднозначное условие выбора. С одной стороны, представители старшего поколения обладают бесценным опытом, но с другой — они не всегда достаточно осведомлены о текущем состоянии современного рынка труда. В процессе принятия решения мнение со стороны необходимо учитывать, но при этом окончательное решение остается непосредственно за абитуриентом.
 
Возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием необходимых условий. Для решения этой проблемы следует направить усилия на изменение ограничивающих факторов — воспользоваться кредитом на обучение, найти альтернативное учебное заведение и т.д.
 
Внутренние факторы — это возможности, способности и интересы личности. Поскольку итоговый выбор — это выбор личности, который может повлиять на всю ее жизнь, внутренним факторам следует уделить особое внимание.
 
В числе внутренних факторов следует обязательно выделить возможности. Например, человек, не переносящий вида крови, не сможет стать хирургом. Экономист должен иметь развитые аналитические способности, музыкант — слух и т.д.
 
Способности, как правило, проявляются в процессе обучения. Например, способности к изучению языков могут проявиться с самых ранних лет в виде самостоятельного изучения правил чтения на родном языке и освоения иностранных.
 
Работа должна быть интересной и проходить в наиболее комфортных условиях. Для творческой натуры не лучшим выбором будет нахождение в офисе с 09:00 до 18:00, а для человека, увлекающегося техникой — работа в отделе кадров.
 
Кем быть по профессии, на первый взгляд, оценить свои возможности и выбрать собственный путь не составляет особого труда. Однако, иногда стоит преодолеть ограничивающие факторы:

  1. Финансы. Речь идет не только об оплате образования, но и сопутствующих расходах: оплата проезда, услуг репетиторов, материалов для обучения и др.
  2. Родители. Безразличное отношение родителей или излишняя опека, когда мама с папой убеждены, что лучше знают, как будет лучше для ребенка, также не идут ему на пользу.
  3. Место проживания. Многие талантливые ребята проживают в небольших населенных пунктах, вдали от крупных городов, где можно получить хорошее образование.

В качестве заключения можно назвать главный мотив и фактор выбора профессии: счастлив тот человек, который получает удовольствие в процессе профессиональной деятельности. Любимое дело повышает самооценку и позволяет позитивно смотреть на мир. Можно с уверенностью утверждать, что выбор профессии сделан успешно, если найден оптимальный баланс собственных способностей, интересов, склонностей, личностных особенностей, а также потребности в данной профессии на рынке труда.

Просмотров: 18 406
Комментариев: 1

Написать комментарий